Портал о СТРОИТЕЛЬСТВЕ и РЕМОНТЕ
Инф-Ремонт  | Новости |  Прайс на рекламу  | О портале |  Услуги |  Форум |  Калькуляторы |  Контакты  

Строительство первых крупнопанельных домов

Строительство первых крупнопанельных домов с неполным внутренним железобетонным каркасом

Строительство первых крупнопанельных домов* с неполным внутренним железобетонным каркасом началось в СССР в 1945 г. в Свердловске, Березовске и других городах и рабочих поселках Северного Урала. Здесь стали возводить малоэтажные дома из сборных крупноразмерных железобетонных элементов, изготовляемых Березовским заводом строительных конструкций.

Крупнопанельные дома Березовского завода с неполным каркасом запроектированы Главуралэнергостроем и БЗСК по трехпролетной конструктивной схеме с квадратной сеткой разбивочных осей 3 X 3 м. Несущие панели наружных стен имели трехслойную конструкцию с утеплителем из минерального войлока с общей толщиной панели 20 см. Перекрытия решались по безригельной схеме из кессонированных панелей ребрами вверх, опирающихся на внутренние железобетонные колонны и наружные несущие стены.

Сопряжения панелей наружных стен и перекрытий осуществлялись путем пропуска монтажных петель из стеновых панелей в швы или через специально оставленные отверстия в панелях перекрытий, затем монтажные петли расклинивались и стыки проконопачивались минеральным войлоком.

При решении фасадов зданий применялись несвойственные для крупнопанельного строительства архитектурные элементы — сложные карнизы, горизонтальные пояски и нащельники, крепление которых производилось стальными болтами.

В крупнопанельных домах этого типа были установлены существенные недостатки, относящиеся главным образом к конструктивному решению панелей наружных стен и их соединений между собой (наличие «тепловых мостов», образование конденсата в местах вертикальных стыков, коррозия незащищенных металлических соединений и др.). По этим причинам в 1951 г. пришлось отказаться от дальнейшего строительства домов такого типа.

Первый четырехэтажный крупнопанельный жилой дом с полным каркасом

Первый четырехэтажный крупнопанельный жилой дом с полным каркасом на 5-й улице Соколиной горы в Москве был построен в 1947—1948 гг. по проекту НИИ строительной техники Академии архитектуры СССР, Горстройпроекта и Мосжилстроя. Конструктивная схема дома коридорного типа решалась с поперечным стальным каркасом с размерами пролетов 5,24 + 1,78 + 5,24 м; шаг поперечных разбивочных осей был принят 4 м.

Трехпролетные рамы стального каркаса монтировались из двухэтажных колонн с выступающими консолями и из ригелей, опирающихся в пролетах на консоли в местах теоретических нулевых значений изгибающих моментов. Сложность изготовления и монтажа каркаса, имеющего необычную разрезку, с выносными стыками ригелей вызвала необходимость в последующем отказаться от применения Г-образной и Т-образной форм колонн.

Наружные самонесущие конструкции стен дома разрезались на мелкие вертикальные простеночные и оконного типа панели (на один шаг каркаса приходилось две пилястры). На строительство в виде готовых сборных изделий доставлялись только железобетонные ребристые панели. Устройство же теплоизоляции  из асбоминераловатных плит, наклейка пароизоляции и облицовка стен с внутренней стороны пустотелыми гипсовыми мелкими плитами производились в построечных условиях.

Вертикальные стыки наружных панелей выполнялись внахлестку. Железобетонные ребристые панели устанавливались одна на другую насухо, без раствора, и крепились к элементам каркаса и продольным связям крюками-болтами через петли в ребрах панелей. Наружные стены вследствие их продуваемости имели более низкое термическое сопротивление теплопередаче по сравнению с расчетным.

Застройка квартала на Хорошевском шоссе в Москве была осуществлена в 1949—1952 гг. 4-этажными каркасно-панельными домами с секционной системой планировки по проектам, разработанным Мосгорпроектом. Дома были запроектированы по двухпролётной конструктивной схеме с размером пролетов 5,5 м и продольным шагом 3,2 м.

В шести домах первой очереди строительства применялся двухпролётный стальной каркас с выносными стыками ригелей. Последние девять домов возводились с железобетонным каркасом, состоящим из двухэтажных колонн с консолями (выносом 60 см) и опирающихся на консоли ригелей.

Самонесущие панели наружных стен имели слоистую конструкцию, состоящую из наружных железобетонных ребристых плит, теплоизоляционного слоя из пенобетона, оклеенной пароизоляции и облицовки с внутренней стороны пустотелыми гипсовыми плитами. Разрезка наружных стен осуществлялась на простеночные и оконные панели.

Крепление наружных стеновых панелей к каркасу и перекрытиям производилось полосовыми компенсаторными планками и болтами с последующим обетонированием соединений. Панели наружных стен устанавливались одна на другую на растворе, вертикальные стыки в целях устранения продуваемости и промерзания заполнялись теплым раствором (рис. 1-1).

На опыте строительства каркасно-панельных домов на Хорошевском шоссе была установлена целесообразность осуществления жилой застройки в виде комплексных концентрированных массивов, отработана вертикальная пилястровая система членения наружных стен и получено удовлетворительное в теплотехническом отношении решение конструкции наружных панелей. Одновременно выявлены недостатки: нерациональность системы каркаса с консольными колоннами и выносными стыками ригелей, неполное использование несущей способности наружных железобетонных панелей при наличии пристенных колонн каркаса, большая трудоемкость устройства облицовочного внутреннего слоя наружных стен из мелкоразмерных плит.


* Вопросы развития конструктивных и архитектурно-планировочных решении крупнопанельных домов изложены в книге Т. Г. Маклаковой (АСнА НИИ жнлища) Панельное домостроение». Госстройиздат, 1959.

<< Учебное пособие по проектированию крупнопанельных зданий: Немного истории

Многоэтажные каркасно-панельные дома в Москве в районе Песчаных улиц  >>


 
Информационные разделы Инф-РемонтРАЗДЕЛЫ:


Яндекс.Метрика
Инф-Ремонт - информационный портал.
Технологии, обзоры, фото строительства и ремонта. (c) 2010-2017
При копировании материалов с сайта или цитировании его части, необходимо поставить ссылку на портал Инф-Ремонт!