5.3. Влияние элементов автомобильных дорог на скорость движения транспортных средств, 3
Продолджение
Влияние на психофизиологические показатели водителя
на внешних кривых, где дорога огибает выступающий склон косогора:
v = v0 + 0,27R, (5.48)
где v0 = 17,3 км/ч для грузовых автомобилей; v0 = 19,7 км/ч для автобусов; v0 = 21,5 км/ч для легковых автомобилей;
на внутренних кривых, где дорога вдается в склон или лог:
v = v0 + 0,51R при 10 < R < 50 м, (5.49)
где v0 = 18,6 км/ч для грузовых автомобилей; v0 = 20,2 км/ч для автобусов; v0 = 22,5 км/ч для легковых автомобилей.
Уклон виража iв < iв < 100 % на кривых малых радиусов следующим образом влияет на скорость движения:
v = 81,7 - iв (коэффициент корреляции г = 0,24); (5.50)
v = 86,8 - 1,1*iв (коэффициент корреляции г = 0,26). (5.51)
Параметры кривых в плане оказывают существенное влияние также на психофизиологические показатели водителя. Установлено, что на кривых в плане горных дорог частота пульса водителя заметно уменьшается с увеличением радиуса кривой (рис. 5.16). Это указывает на улучшение условий работы водителя с увеличением радиуса кривой в плане.
Расстояние видимости также является важным фактором, определяющим скорость движения. Возрастая с увеличением расстояния видимости, скорость движения практически стабилизируется при расстоянии видимости свыше 600 м (табл. 5.4).
Техническая скорость движения в зависимости от расстояния видимости может быть определена по формулам:
Рис. 5.16. Зависимость частоты пульса водителя от радиуса кривой в плане
где S — расстояние видимости, м; ps — число участков с ограниченной видимостью, %.
Мгновенная скорость движения для транспортного потока и легковых автомобилей и среднее квадратическое отклонение скорости движения изменяются следующим образом:
Для горных дорог зависимость средней скорости движения автомобилей от расстояния видимости при движении по кривой радиусом 60 м при 10 < S < 110 м имеет вид
v = v0 + 0,13S, (5.57)
где v0 = 26,3 км/ч для грузовых автомобилей; v0 = 29,1 км/ч для автобусов; v0 = 31,5 км/ч для легковых автомобилей.
Расстояние видимости на кривых в плане оказывает заметное влияние на психофизиологические показатели водителя (рис. 5.17).