5.4. Средства регулирования и скорость движения транспортных средств
Влияние дорожных знаков на скорость движения автомобилей
Установка на дорогах средств информации водителей и организации дорожного движения вызывает изменение скоростного режима движения транспортного потока.
Влияние на режим движения двух основных групп дорожных знаков (предупреждающих и запрещающих) приведено в табл.
Наличие дорожных знаков
Скорость, км/ч, при обеспеченности, %
15
50
85
95
100
До установки знаков
51
63,5
78,5
85
100
Опасный поворот
50
60
77
84
90
Извилистая дорога
55
61
76
86
100
Опасный поворот и Прочие опасности
49
56
71,5
81
100
Опасный поворот и Ограничение скорости до 60 км/ч
51,5
58
69
78
90
Прочие опасности и Опасный поворот на расстоянии 100 м друг от друга
41
53,5
67
77
100
Таблица 5.7
Наиболее действенное влияние на скоростной режим оказывают дополнительный знак «Ограничение скорости 60 км/ч», установленный на одной стойке с предупреждающим Прочие опасности , и знак Прочие опасности , установленный на расстоянии 100 м перед знаком «Опасный поворот».
В США при испытаниях знака «Обгон запрещен», установленного в зоне расположения школы, зафиксировано снижение скорости движения 85%-ной обеспеченности всех автомобилей с 40 (до установки знака) до 30 км/ч (после его установки). Данные исследования показали необходимость тщательного анализа условий установки знака «Обгон запрещен».
Установлено, что запрещение обгона необходимо при условии необеспеченности видимости, соответствующей средней скорости движения: 51 км/ч — 225 м; 105... 112 км/ч — 570 м. Расстояние между зонами запрещения обгона при скорости движения 51 км/ч должно соответствовать 75 м, при скорости движения 98... 112 км/ч — 135 м.
Большое внимание во всех странах мира уделяется ограничению скорости движения. Основная цель этого ограничения — снижение аварийности. Установлено, что при введении ограничения скорости движения в 1973 г. в США в условиях энергетического кризиса до 88 км/ч предел скорости движения 88 км/ч водителями нарушался в 65 % случаев на внегородских дорогах и в 48 % случаев на городских дорогах. В 1973 г. скорость движения 104 км/ч превышало 54 % водителей, в 1974 г. — 6 %.
В Швейцарии максимальная скорость движения была ограничена 100 км/ч. Такое ограничение оказало отрицательное воздействие на движение транспортного потока и привело к трудностям совершения обгонов легковыми автомобилями грузовых автомобилей и автопоездов, превышающих скорость 80 км/ч.