Главная > Строительство дорог > 7.5. Обследование состояния земляного полотна и водоотвода, 2

7.5. Обследование состояния земляного полотна и водоотвода, 2

Грунты обследуют во всех характерных местах продольного профиля и на пучинистых участках в местах бурения скважин. Шурф или буровую скважину при детальных обследованиях закладывают на каждом пикете с каждой стороны проезжей части вплотную к ее кромкам. Разрез шурфов вычерчивают в масштабе 1 :20 или 1 : 25 с указанием всех слоев дорожной одежды, характерных слоев земляного полотна и уровня грунтовых вод.
 

Важным этапом обследования земляного полотна является оценка прочности его грунта. Прочность грунта характеризуется модулем упругости, определяемым в наиболее неблагоприятный период года — период весеннего оттаивания грунта. Продолжительность этого периода обычно невелика и не превышает 1 — 1,5 нед, поэтому очень важно оперативно выполнить работы в указанный период.
Модуль упругости грунтов земляного полотна определяют пробным загружением штампа при помощи передвижного пресса. В процессе измерения к штампу прикладывают нагрузку несколькими ступенями, которые остаются неизменными до конца испытания. Обычно принимаются следующие ступени: 4; 8; 12; 16; 20; 24; 28 кН. Для каждой ступени вычисляют давление руд. Относительную упругую деформацию А, определяют по показаниям двух мессур (приборов для измерения линейных перемещений и деформаций):

λ = lср / D     (7.7)

где lср — деформация фунтов (изменение положения штампа), м; D — диаметр штампа.
По данным измерений строят графики зависимости относительной деформации от давления подошвы штампа на грунт при нагружении и разгрузке. По этому графику находят значения расчетной относительной упругой деформации, а затем вычисляют модуль упругости грунта:

Е = π / 4*(p*(1 – μ* μ)/ λ       (7.8)

где π /4 — поправочный коэффициент, учитывающий жесткость штампа; р = рнагр - рразг; рнагр, рразг — давление штампа на грунт соответственно при нагружении и после разгрузки, Па; μ — коэффициент Пуассона для грунта, μ = 0,35; λ — относительная упругая деформация.

Полученные при обследовании дороги значения модуля упругости грунта записывают в таблицу, в которой также регистрируют отметки земляного полотна и состояние водоотвода.
По этим данным строят линейный график прочности дорожной одежды по всей длине обследуемой дороги.
При оценке условий водоотвода и водного режима в первую очередь обследуют вид растительности на придорожной полосе. Наличие влаголюбивых трав и кустарников указывает на высокий уровень грунтовых вод и плохой водоотвод (наличие застоя воды).
 

Во время оценки водоотвода проверяют возвышение бровки земляного полотна над источниками увлажнения, состояние боковых и нагорных канав, состояние дренажных устройств и водопропускных сооружений.

Рекомендуется обследовать водоотвод сразу после сильного дождя. Обследования выполняют в основном визуально при обходе или проезде на автомобиле с малой скоростью. При съемке геометрических параметров водоотводных сооружений используют геодезические приборы.
Большое влияние на условия водоотвода оказывает уровень грунтовых вод, положение которого определяют путем ручного бурения. Иногда положение уровня грунтовых вод можно определить по уровню воды в колодцах. Однако при быстроте метода он не отличается точностью.
На основе выполненных обследований разрабатывают мероприятия по повышению устойчивости земляного полотна, ликвидации пучинистых мест, обеспечению возможности безопасного съезда автомобиля с дороги.

<<        >>

11.05.2010 [14:27 ]

Эта статья еще не комментировалась. Инф-Ремонт будет признателен первому комментарию о статье

Написать комментарий

* = обязательные поля для заполнения

:

:

:

* Дополнительная защита:

Открыть Разделы