8.3. Построение линейных графиков скоростей движения и расхода топлива, 2
Большое внимание при обследовании дорог должно уделяться оценке энергетических затрат на рассматриваемой дороге. В первую очередь это относится к оценке расхода топлива, на который существенное влияние оказывает состояние дорожного покрытия и размеры геометрических элементов дороги (табл. 8.6).
При проезде криволинейных участков в плане радиусами 1500 и 1000 м расход топлива составляет соответственно 105 и 114 % по сравнению с проездом горизонтальных участков. Проектирование дорог с радиусами кривых в плане более 1 500 м и с продольными уклонами менее 30 % обеспечивает экономию не менее 1... 8% топлива.
При отсутствии ходовой лаборатории, оборудованной соответствующей аппаратурой, расход топлива при движении автомобиля по заданному участку дороги может быть определен при помощи графиков динамических и экономических характеристик. Для этого определяют скорость движения на отдельных участках и дорожные сопротивления (фи = f + i).
Рис. 8.11. Диаграмма время — путь:
а — места и продолжительность заторов; б — продолжительность поездки (указана в мин); в — уровни удобства движения, г — скорость движения (указана в км/ч); д — план дороги и указатели километров
Скорость движения, км/ч
Относительный расход топлива, %, при продольных уклонах, %
-30
0
+30
+45
+60
Равномерная
58
100
147
156
166
60... 80
48
100
159
—
—
80...100
58
100
164
—
—
Таблица 8.6
График динамической характеристики автомобиля строят с использованием формулы
где qe — удельный расход топлива, г/(Втч); Кв — коэффициент сопротивления воздуха; w — площадь проекции автомобиля на плоскость, перпендикулярную направлению движения автомобиля, м2; v — скорость движения, км/ч; G — масса автомобиля, кг; фи — дорожные сопротивления; nтр — коэффициент полезного действия трансмиссии автомобиля; р — плотность топлива, кг/м3.
Для ориентировочной оценки расхода топлива рекомендуют следующие зависимости при v = 60 км/ч:
при оценке влияния продольного уклона i
q1 = 5,035 + 0,7689/ - 0,0261/2; (8.29)
при оценке влияния радиуса кривой в плане R
qr = 4,8081 - 0,001/Д + 0,4339/R*R. (8.30)
Линейные графики для наиболее важных маршрутов строят через каждые 5 лет, что позволяет выявлять тенденцию изменения условий движения на опасных участках дорог.