10.2.5. Оценка прочности дорожной одежды, анализ грунта
Код грунта
Грунт
Определение на ощупь при растирании
Состояние грунта
При скатывании во влажном состоянии
При сдавливании во влажном состоянии
Сухой
Влажный
1
Супесь
Преобладают песчаные частицы
Комья легко рассыпаются и крошатся при надавливании
Малопластичное
Трудно скатывается в жгут диаметром 3... 5 мм
Образуется комок, который при легком надавливании рассыпается
2
Супесь пылеватая
При растирании напоминает сухую муку
То же
При частом ударе ладонью легко отдает воду
То же
Комок при сотрясении растекается в лепешку, выделяя на поверхность капиллярную воду
3
Суглинок легкий
Песка на ощупь при растирании мало. Комочки раздавливаются легко
Комья и куски сравнительно тверды, но раздавливаются рукой
Пластичность и липкость малая, похоже на слегка подогретый стеарин
Длинного жгута не образуется
Комок при сдавливании образует лепешку с трещинами по краям
4
Суглинок пылеватый
То же, пылевато-глинистых частиц заметно больше песчаных
То же, но с трудом
Пластичный и липкий
Образуется жгут диаметром 2... 3 мм
То же
5
Суглинок тяжелый
При растирании слабо чувствуется присутствие песчаных частиц
Комья и куски сравнительно тверды, при ударе молотком рассыпаются, образуется мелочь
То же,
но в большей степени
При раскатывании образуется длинный жгут диаметром 1... 2 мм
-
Таблица 10.4
a — коэффициент, для супесей а = 0,7...0,75, для суглинков а = - 0,6...0,65, для глин а = 0,45...0,5 (меньшие значения принимаются по мере увеличения содержания в фунте глинистых частиц).
Более точное значение влажности устанавливают в лабораторных условиях согласно требованиям действующих стандартов.
По результатам полевых испытаний, обрабатываемых методами математической статистики, определяют фактические показатели прочности дорожной одежды и сопоставляют со значениями, требуемыми по условиям движения, после чего делают вывод о несущей способности обследованных дорог.
Требуемые показатели прочности назначают с учетом фактической интенсивности транспортного потока на дороге, приведенной к расчетным нагрузкам. Для приведения автомобиля к расчетным нагрузкам используют коэффициенты приведения.
Консистенция, показатель консистенции грунта
Признаки
Суглинки и глины
Твердая, В < 0
Влажность не ощущается. Грунт разминается с большим усилием, при ударе молотком рассыпается на куски, при растирании пылит
Полутвердая, 0 < B<0,25
При сжатии в горсть чувствуется влага и холод. При ударах грунт рассыпается на куски, почти не лепится, но режется ножом
Тугопластичная, 0,25 < В<0,5
В руке ощущается влажность. Большие куски фунта разминаются с трудом. Палец руки слегка оставляет отпечаток, но вдавливается в грунт при сильном нажатии, лепится тяжело
М я гкопластичная, 0,5 < В < 0,75
Грунт влажный, легко принимает разные формы при лепке. Палец вдавливается в грунт легко на глубину несколько сантиметров
Текучепластичная, 0,75 < В < 1
Грунт мокрый, при лепке не держит заданную форму, прилипает к рукам, разминается легко
Текучая, В > 1
Грунт водонасыщенный, в спокойном состоянии расползается и растекается, способен течь по наклонной плоскости толстым слоем
Супеси
Твердая, В < 0
Влажность не ощущается. Грунт при сжатии в ладони рассыпается, при разрушении пылит
Пластичная, 0 < В<1
Грунт легко разминается рукой, хорошо формируется и сохраняет приданную форму. При сжатии в ладони ощущается влажность
Текучая, В > 1
Грунт легко деформируется от незначительного нажима и растекается
Таблица 10.5
Для непрочных участков рассчитывают слои усиления или назначают мероприятия по ограничению движения автомобилей по осевым нагрузкам в неблагоприятные по условиям увлажнения периоды года. Возможно применение и комбинированного подхода, когда в течение некоторого периода ограничивается движение по дороге, а затем усиливается дорожная конструкция. В каждом конкретном случае вопрос о проведении того или иного мероприятия должен решаться на основании технико-экономических расчетов.