4.3. Скользкость и шероховатость дорожного покрытия, расчет эффективности торможения
Расчёт параметров, коэффициентов сцепления дорожного полотна
Оценка состояния дорожного покрытия по сцепным качествам
Коэффициент продольного сцепления Ф1 определяют по формуле:
Ф1 = j / g, (4.18)
где j отрицательное ускорение, м/с2; g - ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2.
Однако приведенная зависимость справедлива только для горизонтальных участков дороги и прямолинейного движения автомобиля.
Для измерения коэффициента сцепления методом тормозного пути автомобиль разгоняют по увлажненному дорожному покрытию до скорости не выше 40...50 км/ч и в момент пересечения намеченного створа тормозят до полной остановки. Коэффициент продольного сцепления в этом случае определяют по длине измеренного тормозного пути:
Ф1 = (Kэ*v2 / 254*St) ±i, (4.19)
где Kэ коэффициент эффективности торможения, для легковых автомобилей Kэ = 1,2; v - скорость в начале торможения, км/ч; St - длина тормозного пути, м; i - продольный уклон дорожного покрытия (знак минус для движения на подъеме, знак плюс для движения на спуске), отн. ед.
Результаты измерений методом тормозного пути несколько превышают значения, полученные с помощью динамометрического прицепа.
Существенное влияние на коэффициент сцепления оказывает температура воздуха. В качестве эталона принимают коэффициент сцепления, полученный при температуре воздуха 20 "С. При определении коэффициента сцепления при других температурах вводят поправки:
Температура воздуха, °С | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
Поправка | -0,06 | -0,04 | -0,03 | -0,02 | 0 | +0,01 | +0,01 | +0,02 | +0,02 |
Состояние дорожного покрытия по сцепным качествам оценивают путем сравнения фактического значения коэффициента продольного сцепления с его предельно допустимым значением. Дорожное покрытие удовлетворяет требованиям эксплуатации, если фактическое значение коэффициента сцепления оказывается больше предельно допустимого значения или равным ему. Предельно допустимое значение коэффициента продольного сцепления установлено в ГОСТ Р 50597 93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и составляет 0,3 при измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 при измерении шиной, имеющей рисунок протектора.
С целью повышения коэффициента сцепления устраивают поверхностную обработку, обеспечивающую высокую шероховатость, или устраивают дорожные покрытия, способствующие быстрому отводу поверхностного стока с дороги.
<< Скользкость и шероховатость дорожного покрытия, динамометрическая установка
Скользкость и шероховатость дорожного покрытия, движение по влажной поверхности >>
29.04.2010 [16:25 ]
Эта статья еще не комментировалась. Инф-Ремонт будет признателен первому комментарию о статье
Написать комментарий
* = обязательные поля для заполнения