4.4. Природно-климатические факторы и транспортно-эксплуатационные качества автомобильной дороги, 2
Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог в зимний период
К существенному снижению транспортно-эксплуатационных качеств приводит уменьшение расстояния видимости в тумане и при интенсивном пылеобразовании в сухой период года. Происходит снижение скоростей движения, возрастание числа дорожно-транспортных происшествий.
Состояние дорожного покрытия в течение года меняется следующим образом:
сухим покрытие бывает 67,9%,
мокрым — 17,1 %,
снежным накатанным — 8,2%,
обледенелым — 6,8% времени.
Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог в зимний период во многом зависят от качества проведения работ по их содержанию. В большинстве случаев для этого периода наиболее характерны потеря четкого очертания земляного полотна, изменение размеров поперечного профиля проезжей части, сужение проезжей части на мостах и около близкорасположенных к проезжей части препятствий вследствие неполного удаления снега.
Наличие снегозаносимых участков на дороге существенно ухудшает транспортно-эксплуатационные качества всей автомобильной дороги. На региональных дорогах протяженность снегозаносимых участков составляет 84 % общей протяженности дорог.
В зимний период эффективно используемая ширина проезжей части
составляет 6...6,6 м на двухполосных дорогах с покрытием шириной 7 м;
8,7 м на трехполосных дорогах с покрытием шириной 11,5 м;
5,5... 6,5 м для одного направления с проезжей частью шириной 7 м на четырехполосных дорогах с разделительной полосой.
В то же время на отдельных участках дорог в зимний период условия движения лучше, чем в летний период. Так, зимой дикие съезды и часть примыканий не используются, а летом и осенью с них заносится на дорогу грязь. При хорошей погоде и хорошем содержании дороги скорость движения зимой незначительно отличается от скорости движения в летний период.
Модальная скорость потока близка к 40 км/ч. В зимний период отмечается резкое разделение транспортного потока на медленно- и быстродвижущиеся автомобили. Этим объясняется появление резко выраженной двухвершинной кривой распределения скорости движения. В табл. 4.5 приведены данные о скоростях движения в осенний, весенний и летний периоды года на отдельных
участках дорог.
Характеристика участка
Скорость движения 85%-ной обеспеченности, км/ч
Средняя скорость движения, км/ч
летом
осенью
весной
Снижение, %
летом
осенью
весной
Снижение, %
осенью
весной
осенью
весной
Прямой горизонтальный с асфальтобетонным покрытием шириной 11 м, укрепленные обочины
90/73
70/65
80/67
22/11
11/8
77/68
60/54
70/53
22/21
9/22
Кривая в плане 350 м, на спуске 40 % при ширине асфальтобетонного покрытия 6,5 м; обочины шириной 0,5... 1,5 м не укреплены
66/55
53/48
62/53
20/13
6/4
55/47
45/40
52/42
18/15
5/11
Спуск 40 % на прямой, ширина асфальтобетонного покрытия 7,5 м; обочины укреплены щебнем
73/70
64/63
70/64
12/10
4/10
62/60
55/55
60/57
11/8
3/5
Подходы к мосту шириной 7 м; покрытие асфальтобетонное; обочины укреплены щебнем
71/69
64/57
70/65
21/17
13/6
72/58
57/49
62/55
21/15
14/5
Таблица 4.5
Примечание. В числителе приведены скорости легковых автомобилей, в знаменателе — грузовых.