Главная > Пожарная безопасность > 29. Расследование пожаров

29. Расследование пожаров

Учет пожаров (за исключением отдельно оговоренных случаев пожары на объектах министерства обороны и т.п.) в России возложен на ГУГПС МЧС.

Документы, оформляемые ГПС по пожару

В соответствии с существующим законодательством первоначальным документом расследовании пожара, в тех случаях, когда в его тушении участвовали подразделения ГПС, является акт о пожаре.

Акт о пожаре составляется в двух экземплярах начальником караула (подразделения ГПС) непосредственно на месте пожара по окончанию его тушения.

Акт о пожаре подписывается лицом, его составившим, и представителем объекта, на котором произошел пожар, с вручением ему одного экземпляра. Другой экземпляр акта о пожаре передается в органы дознания (чаще всего в органы Госпожнадзора).

В акте о пожаре указываются основные сведения по пожару: место пожара, его площадь, ход тушения, использование сил и средств, установленная или предполагаемая причина, наличие пострадавших. Не требуется составление акта о пожаре, если данное происшествие не подлежит учёту как пожар (перечень таких происшествий приведен ниже).

При подписи акта о пожаре представителю объекта следует обратить внимание на полноту изложенных в нем сведений и соответствие их фактическому положению.

То есть, на объекте должен быть установлен порядок, при котором акт не может «подмахнуть» сторож на выезде, а должен рассмотреть представитель объекта, компетентный как минимум в том какие происшествия не подлежат учету как пожар.

В случае если происшествие не учитывается как пожар представителю объекта, взаимодействующему с прибывшим подразделением ГПС, необходимо на месте решить вопрос о не составлении акта о пожаре, с указанием об этом в передаваемой по радиосвязи информации на пункт связи пожарной части.

В случае возникновения пожара в помещениях арендуемых сторонними организациями лицу, сообщающему по телефону 01 о пожаре, сразу необходимо называть наименование арендатора расположенного на территории объекта и проконтролировать чтобы в акте о пожаре указывалось наименование арендатора , а не энергообъекта..

В тех случаях, когда подразделения ГПС не участвовали в тушении - исходным документом для расследования органами дознания является протокол устного заявления о происшедшем пожаре составляемый работником органа дознания.

При расследовании пожара дознавателем оформляются:

  • протокол осмотра места происшествия (пожара), который подписывается понятыми,
  • специалистами (если они привлекались) и лицом, производившим осмотр места происшествия;
  • объяснения по обстоятельствам возникновения пожара (не менее двух), которое подписывается лицом, давшим объяснение и лицом, отобравшим объяснение. Если объяснение написано собственноручно, то об этом делается отметка.
  • постановление об отказе или возбуждении уголовного дела (в большинстве случае об отказе).

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится после предоставления в органы дознания юридическим лицом справке о прямом ущербе от пожара.

В соответствии с Инструкцией по расследованию и учёту пожаров на объектах энергетики РД 153-34.0-20.802-2002 акт о пожаре не составляется в случаях перечисленных в п.1.2.

1.2. Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:

1.2.1. Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;

1.2.2. Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании;

1.2.3. Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений;

1.2.4. Контролируемого применения огня в специально отведённых местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;

1.2.5. Пожара под линиями электропередачи (лесных массивов, строений, нефтепроводов и газопроводов), происшедших по вине сторонних организаций или физических лиц, если это не привело к отключению и повреждению оборудования.

1.2.6. Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения;

1.2.7. Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудовании, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.

Объектовое расследование пожара в помещении, сданном в аренду сторонней организации, производится комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителя арендаторов (п..1.7 РД 153-34.0-20.802-2002).

При взаимодействии объекта с представителями органов дознания по расследованию пожара объекта необходимо исходить из требований п.1.8 РД 153-34.0-20.802-2002 см. выписку.

1.8. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом "О пожарной безопасности" материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

Также следует соблюдать и требования п.1.6. РД 153-34.0-20.802-2002.

1.6. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.

Взаимодействие с объектовой пожарной охраной (в том числе и с объектовыми подразделениями ГПС) осуществляется в соответствии с требованиями п. 1.1.5. РД 153-34.0-20.802-2002 см. выписку,

п. 1.1.5. Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения.

<< Основные задачи, порядок организации и работы пожарно-технических комиссий

Инструкции по расследованию и учёту пожаров на объектах энергетики: общие положения >>

24.02.2012 [15:07 ]

Иван написал 10.12.2022 [11:47 ]

на внешней стороне стены деревянного жилого дома произошло загорание в месте где на стене был прикреплен пластмассовый короб в котором крепились прибор учета эл.энергии, два автоматических выключателя. Сгорел пластмассовый короб, прибор учета эл.энергии, автоматические выключатели, на стене дома обгорел пенопласт на площади один метр квадратный, изоляция эл.проводов 1 м, имеется и видна копотьна пенопласте, видны небольшие обгорания деревянных конструкций на стене дома. Несовершеннолетний мой сын снегом затушил горение, вызвал пожарных. Приехал один пожарный, также приехала дежурная бригада энерго службы. Пожарный со мной и с женой не разговаривал о случившемся, что-то спрашивал у сына без нас. Вышел на улицу и уежал. Позже я узнал, пожарный назвал это коротким замыканием без дальнейшего горения, как следствие никакой проверки в соответствии ст.144-135 УПК дознаватель не проводил. Вопрос. На каком основании, кто дал право пожарному определять причину пожара? Прокуратура считает это правильным, законным решением. Мое несогласие с данным принятым пожарным решением считает необоснованным. В чем прав прокурор? В чем прав пожарный? Прошу поделиться мнением, прошу дать комментарии.

Написать комментарий

* = обязательные поля для заполнения

:

:

:

* Дополнительная защита:

Открыть Разделы