3.2. Силы, действующие от колеса автомобиля на дорожное покрытие
Схема сил, действующих на дорожное полотно и расчёты
При движении автомобиля по дороге в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием возникают динамические вертикальные, продольные и поперечные касательные силы, значение которых зависит от типа автомобиля, шины колеса, нагрузки, природно-климатических условий и т.п.
На стоящее колесо действует только одна сила вес автомобиля, приходящийся на это колесо. Особенностью автомобильного колеса является его эластичность. Под действием вертикальной силы колесо деформируется (рис. 3.1, а), в месте контакта радиус колеса меньше, чем в других частях колеса, не соприкасающихся с дорожным покрытием.
Рис. 3.1. Схема сил, действующих на дорожное покрытие:
а - стоящее колесо; б - ведущее колесо; в ведомое колесо; D - размер пятна контакта колеса с дорожным покрытием; Рср, Ртах - соответственно средний и максимальный прогиб дорожного полотна; G - вес автомобиля; R - сила реакции; GK - вес автомобиля, приходящийся на колесо; Мвр - вращающий момент; Т - сила трения; rк - расстояние от центра колеса до поверхности дорожного покрытия; r - радиус колеса; а - расстояние от мгновенного центра скоростей О до линии действия силы реакции R; Рк - окружная сила; v - скорость движения автомобиля
Площадь следа колеса F меняется в пределах 250... 1000 см2. Для одного и того же автомобиля значение F, м2, зависит от нагрузки на колесо:
F= G/p, (3.1)
где G вес автомобиля, приходящийся на колесо, Н; р давление, Па.
Значение р не должно превышать 0,65 МПа на дорогах I II категорий и 0,55 МПа на дорогах III V категорий.
Различают площадь отпечатка колеса по контуру в форме эллипса (рис. 3.1, а) и по выступам рисунка протектора. При определении среднего давления в расчет принимают площадь отпечатка по выступам протектора. При расчете дорожной одежды для вычисления р условно принимают площадь отпечатка в виде круга диаметром D, м, равновеликую площади эллипса:
D = 11,3√G/(0,1p) (3.2)
В большинстве автомобилей имеются ведущие и ведомые колеса. К ведущим колесам подается вращающий момент Мвр Н*м, от двигателя автомобиля:
Мвр = Mдв*Uk*Uг*η (3.3)
где Мдв вращающий момент на коленчатом валу двигателя, Н • м; Uk передаточное число коробки передач; Uг передаточное число главной передачи; η коэффициент полезного действия главной передачи.
Действие вращающего момента Мвр вызывает появление в зоне контакта окружной силы Рк, направленной в сторону, обратную движению (рис. 3.1, б). Сила Рк вызывает горизонтальную силу реакции Т, представляющую собой силу трения в плоскости контакта колеса с дорожным покрытием, при этом Т= Рк.
<< Особенности взаимодействия дороги и автомобиля, 2
Силы, действующие от колеса автомобиля на дорожное покрытие, 2 >>
29.04.2010 [08:53 ]
Эта статья еще не комментировалась. Инф-Ремонт будет признателен первому комментарию о статье
Написать комментарий
* = обязательные поля для заполнения