3.2. Силы, действующие от колеса автомобиля на дорожное покрытие, 3
Расчёты силы, действующей на дорожное полотно на криволинейных участках, силы при торможении
где Gсц нагрузка на ведущее колесо (сцепной вес), Н; φ коэффициент сцепления.
Коэффициент сцепления φ это отношение максимального значения силы тяги на ободе колеса к сцепному весу автомобиля.
Различают следующие значения коэффициентов сцепления (рис. 3.2): φ при движении в плоскости качения без скольжения и буксования; φ1 при движении в плоскости качения при
Рис. 3.2. Силы, действующие на дорожное покрытие на криволинейных участках:
Рк - окружная сила (сила тяги), Yк - поперечная сила; R - сила реакции; φ коэффициент сцепления, φ1 - коэффициент продольного сцепления; φ2 - коэффициент поперечного сцепления
скольжении и буксовании (коэффициент продольного сцепления); φ2 при боковом заносе (коэффициент поперечного сцепления).
Между этими коэффициентами сцепления имеются следующие зависимости:
R = G*φ; R2 = Рк2 + Yк2;
Gк2* φ2 = Gк2* φ12 + Gк2*φ22; φ2 = φ12 + φ22,
где Yк поперечная сила. Отсюда
φ1= √φ2- φ22. (3.10)
Результаты исследования показывают следующие количественные зависимости между φ, φ1, φ2:
φ1 = (0,7...0,8)*φ; φ2 = (0,85...0,90)*φ1 или φ2 = (0,6...0,7)*φ.
Значение φ зависит от типа и состояния дорожного покрытия, скорости движения и других факторов (табл. 3.1).
При торможении колеса автомобиля часто возникают большие касательные усилия (рис. 3.3).
Сила торможения составляет
Pкт = φ *Gкт, (3.11)
где Gкт вес автомобиля, приходящийся на тормозящие колеса, Н.
Рис. 3.3. Силы, действующие на дорожное покрытие при торможении:
GКТ - вес автомобиля, приходящийся на тормозящие колеса; МТ - тормозящий момент; РКТ - сила торможения; v - скорость движения автомобиля
Состояние дорожного покрытия |
Условия движения |
Коэффициент сцепления φ (при скорости движения 60 км/ч) |
Сухое, чистое |
Особо благоприятные |
0,7 |
То же |
Нормальные |
0,5 |
Влажное, грязное |
Неблагоприятные |
0,3 |
Обледенелое |
Особо |
0,1…0,2 |
Таблица3.1
Боковые касательные силы возникают при движении по криволинейным участкам дорог, при обгонах, боковом заносе, при сильном поперечном ветре, при наличии большого поперечного уклона проезжей части. Действие касательных сил в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием приводит к истиранию и деформации дорожного покрытия и истиранию шины.
<< Силы, действующие от колеса автомобиля на дорожное покрытие, 2
Прочность и деформация дорожной одежды >>
29.04.2010 [09:50 ]
Эта статья еще не комментировалась. Инф-Ремонт будет признателен первому комментарию о статье
Написать комментарий
* = обязательные поля для заполнения