3.3. Прочность и деформация дорожной одежды, 2
Деформация дорожной одежды, виды деформации, влияние транспорта
В связи с этим в течение двух-трех наиболее неблагоприятных недель дорожники закрывают движение тяжелых автомобилей.
При действии нагрузки происходят сжатие и доуплотнение верхней части дорожной одежды (зона 3), а в нижней части дорожной одежды растяжение (зона 1).
При превышении предельной прочности материалов верхних или нижних слоев дорожной одежды образуются трещины 4.
Интенсивность движения, авт./сут, приведенная к расчетному автомобилю и нагрузке 105 Н |
Предельно допустимый прогиб дорожных покрытий, мм |
||
капитальных |
облегченных |
переходного типа |
|
100 |
1,15 |
1,45 |
1,85 |
200 |
1,03 |
1,27 |
1,68 |
500 |
0,92 |
1,1 |
- |
1000 |
0,85 |
- |
- |
2000 |
0,78 |
- |
- |
5000 |
0,73 |
- |
- |
10000 |
0,69 |
- |
- |
Таблица 3.2
По периметру зоны контакта шины колеса с дорожным покрытием действуют срезывающие напряжения, которые могут приводить при слабом основании и тонкой дорожной одежде к ее пролому или выкалыванию отдельных ее частей.
![деформация дорожной одежды, виды деформаций и разрушений дорожной одежды деформация дорожной одежды, виды деформаций и разрушений дорожной одежды](/images/image/roa66.webp)
Рис. 3.4. Виды деформаций и разрушений дорожной одежды:
1 - зона растяжения; 2 - чаша прогиба; 3 - зона сжатия одежды; 4 - трещины в дорожной одежде; 5 - поверхность среза одежды; 6 - деформация дорожной одежды; 7 - направление выпирания грунта; 8 - направление сжатия грунта; 9 - уплотнение грунта в основании дорожной одежды; 10 - площадь передачи давления на грунт
В нижних слоях дорожной одежды из малосвязных и несвязных материалов и в грунтовых основаниях могут возникать необратимые деформации (так называемые пластические течения), развитие которых приводит к накоплению деформаций дорожной одежды и ее разрушению.
Вероятность появления деформаций связана с одновременным действием нагрузки от колеса и климатических факторов (влажности и температуры). При эксплуатации автомобильных дорог все деформации протекают вначале скрытно, и трудно предвидеть их развитие. Поэтому необходимо проводить профилактический контроль прочности дорожной одежды в неблагоприятные периоды года с целью разработки мероприятий по предупреждению разрушения дорожной одежды.
Прочность дорожной одежды характеризуют модулем длительной упругости
E = p*D*(1-m2) / l, (3.12)
где р - удельное давление колеса на поверхность дорожного покрытия, МПа, для транспортных средств группы А р = 0,6 МПа, для транспортных средств группы Б р = 0,5 МПа; D - диаметр круга, равновеликого отпечатку колеса, м, для транспортных средств группы A D = 0,33 м, для транспортных средств группы Б D = 0,28 м; L - упругий прогиб, м; μ - коэффициент бокового расширения (коэффициент Пуассона), μ = 0,3.
<< Прочность и деформация дорожной одежды
Прочность и деформация дорожной одежды, прогибомеры >>
29.04.2010 [10:04 ]
Эта статья еще не комментировалась. Инф-Ремонт будет признателен первому комментарию о статье
Написать комментарий
* = обязательные поля для заполнения