Главная > Организация АТП > 12.3. Основы технического нормирования, 3

12.3. Основы технического нормирования, 3

Оперативное время затрачивается непосредственно на выполнение производственного задания и подразделяется на основное (технологическое) и вспомогательное.

Основное (технологическое) время затрачивается на непосредственное осуществление технологического процесса (для водителей это время движения автомобиля на линии, для ремонтных рабочих — время на изменение механических свойств и внутренней структуры материала и т. д.). В зависимости от характера участия рабочего в технологическом процессе основное время может быть машинным, машинно-ручным и ручным. Машинным оно является в том случае, если технологический процесс осуществляется полностью машиной, а роль рабочего заключается только в наблюдении за ходом процесса. При машинно-ручном основном времени технологический процесс также осуществляется машиной, управляет которой рабочий. Основное время является ручным в случае осуществления рабочим всего технологического процесса без участия машины с использованием инструментов.

Вспомогательное время затрачивается на действия, обеспечивающие возможность выполнения элементов работы, относящихся к основному времени (например, для водителя грузового автомобиля это время на погрузочно-разгрузочные работы, пуск и прогрев двигателя, открывание и закрывание бортов и т. д.).

Вспомогательное время может повторяться (периодически и непериодически) при выполнении работы. Оно может быть ручным, машинно-ручным или машинным. В большинстве случаев вспомогательное время является ручным, но часто может перекрываться машинным временем, что необходимо учитывать при расчете норм.

Время обслуживания рабочего места делится на время технического и организационного обслуживания рабочего места. Время технического обслуживания рабочего места затрачивается на смену инструмента, регулировку и наладку автомобиля, механизма, станка во время работы, действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом при выполнении заданной работы. Время организационного обслуживания рабочего места включает в себя затраты времени на уход за рабочим местом на протяжении смены (для водителя это время для обтирки автомобиля, уборки кузова в период пребывания автомобиля на линии и т. п.; для станочника и ремонтного рабочего — время для раскладывания инструмента, чистки, смазки оборудования).

Время перерывов в работе может быть зависящим и не зависящим от рабочего. Время перерывов, зависящее от рабочего, подразделяется на время, затрачиваемое на отдых и личные надобности, и время, связанное с нарушением трудовой дисциплины (опоздание, отвлечение на посторонние дела и т. п.).

 

<<          >>

22.03.2011 [11:28 ]

Эта статья еще не комментировалась. Инф-Ремонт будет признателен первому комментарию о статье

Написать комментарий

* = обязательные поля для заполнения

:

:

:

* Дополнительная защита:

Открыть Разделы